neidr: (живое)
Или кто тут самый хороший.
(Если что - я иронизирую, так как никаких самых хороших тут не моет быть, в данном случае все равны.
И, видимо, надо сделать ещё одну оговорку: я провожу различие между игроком и его ролью и обсуждаю именно роли и игровую ситуацию.)


Ещё раз про отрубание руки Хейдрун на "Двумирье". Почему я считаю, что этот выбор плох, а не хорош, и для кого это плохо, помимо самой Хейдрун, и чем.

Я считаю ситуацию с отрубанием руки Хейдрун, когда её предварительно оглушили и без её ведома утащили насилием. И дело не в том, что ей отрубили руку - дело в том, как это было сделано, потеря конечности тут вторична.
Первично то, что саму Хейдрун об этом не спросили, хотя она была одним из заинтересованных лиц (тело-то её, как и душа, и относительно их она имела право сделать выбор самостоятельно (тем более что в невменяемости и злобном хихиканье она замечена не была)), если не самым заинтересованным из них. С ней никто на эту тему не говорил: что она думает про Коготь и его ношение, зачем оно ей, что собирается сделать. Почему? Не верили в возможность диалога? Не доверяли Хейдрун? Просто не задумались?
Формально мы имеем следующее: X и Y оглушили Z (т.е. лишили его сознания и возможности влиять на события, отстаивать своё мнение - по сути, сделали объектом воздействия, лишив субъектности), унесли Z в другое место, где решили за него, как ему быть лучше. (Причинили добро. Не сделали, а причинили - страдательный залог.)
Я считаю, что когда речь идёт о манипуляциях с телом и душой человека, гуманно в первую очередь спросить владельца этих тела и души о предполагаемых действиях. Сначала - попробовать договориться, только потом война. Была ли сделана эта попытка в случае с Хейдрун?

Я понимаю желание защититься от зла (себя) или защитить от зла (близких, Хейдрун). Мне не нравится метод. Метод - насильственный, т.к. при его использовании было исключено мнение человека, непосредственно заинтересованного (что уж может быть непосредственнее собственных тела и души? Рубашка и та дальше) в событии. Его телом распорядились другие без его ведома и согласия.
(Это примерно как: "А давайте принудительно стерилизовать (делать аборт) умалишённых, слабоумных женщин и мужчин, чтобы они не плодили дегенератов и/или их гипотетические дети не страдали от своих придурковатых родителей?". И того же порядка, что "он еврей, а значит порочен по определению" - т.е. какая-то часть человека становится для окружающих определяющей его целиком. При этом (это важно!) на поведение этого самого "еврея" внимание не обращается, что именно он делает, будучи при этом евреем, не волнует. Деталь затмевает остальную картину. А если мы сосредотачиваем всё внимание на детали, то из нашего поля зрения выключается всё остальное.)


Следующая часть задачи: Коготь. Тут два взгляда на данный артефакт:
а) это безусловное зло по типу кольца Всевластья, кто его надевает, автоматически продаёт душу дьяволу и становится антихристом. В этой парадигме рука сама тянется спасти мир от Зла, верно? Потому что дело тут уже не только в чьей-то индивидуальной душе, но и в других, не менее ценных, душах - т.е. "это дело общее, это дело правое";
б) это нейтральный сам по себе артефакт, дающий возможность производить те или иные действия, но характер действий и выбор сферы применения целиком на его хозяине. И тут уже совсем другой вид: можно творить зло (вырывать живые сердца и заменять их каменными, подчиняя своей воле), можно сделать и хорошее (например, вернуть живое сердце, освободив).
Что у нас было на деле?

Ещё один аргумент в пользу отрубания руки: это сказка, а в сказках зло надо убить. Вопрос: по каким сказкам была построена эта игра? Мабиногион? Русские народные? Прочие мифы? В них подобные методы как раз таки оправданы, поскольку они задействуют примитивные (т.е. базовые, простые), нерефлексивные методы, да и сам язык мифов и характер историй таков.

Первоисточниками нашей игры были Линдгрен и Шварц. А там несколько другой взгляд - более культурный, более философский, больше рефлексии, тонкости. Совсем иная парадигма и дискурс.
Задающие возможность использования и других методов.

Ценное дополнение от [livejournal.com profile] stigies: выбор с отрубанием руки был продиктован страхом. Страх - неподходящая мотивация для истинного доброго дела, он из другого ведомства (нет, не зла, просто другого). Добро идёт от сердца - т.е. в том числе и эмпатии, умения видеть, чувствовать другого сопереживать ему, понимать его чувства. Быть с другим в контакте, видеть его, а не свои представления о нём и прочие иллюзии. Если ты в контакте с кем-то, то он для тебя не может быть объектом (а подобное решение за другого, действие из уверености "я знаю, что ему нудно, лучше него" - это объективизация другого, манипулирование им как предметом - ведь это мнение неодушевлённых вещей нас не волнует). Если ты в контакте с субъектом, ты с ним - контактируешь. Слушаешь и слышишь. Интересуешься. Договариваешься (или хотя бы предпринимаешь попытку диалога).

Date: 2015-07-10 02:31 pm (UTC)From: [identity profile] shadows-attack.livejournal.com
Моя мастерская позиция - что Коготь все таки а-ля Кольцо всевластия и рано или поздно сломал бы волю Хейдрун, какая бы она не была железная.
НО "Добрости" поступка это конечно не умаляет. Действительно мотивацией был страх. Ведь против Като выступили только когда он уже натворил зла, а Хейдрун пока не была замечена за злодеяниями (почти). Она ещё не успела стать окончательным злом, вот когда бы стала, тогда бы вопроса не было бы.

Date: 2015-07-10 04:10 pm (UTC)From: [identity profile] stigies.livejournal.com
Для начала можно было бы поговорить с Хейдрун и сказать "брось каку". И уже по результатам решать хотя бы. Самым добрым, мне кажется, если бы она настаивала на "Коготь норм, я с ним справлюсь, я верю в себя" было бы договориться с ней на "я буду рядом с тобой и если обнаружу, что зло тебя съело, отчекрыжу тебе что-нибудь". Это позволяет сочетать и доброту, и ответственность.

Date: 2015-07-10 04:13 pm (UTC)From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_adanel_/
А диалог про это был. У Хейдрун с Мио, если не ошибаюсь, была подобная договоренность.

Date: 2015-07-10 04:21 pm (UTC)From: [identity profile] neidr.livejournal.com
Мио молодец тогда.

Date: 2015-07-10 04:49 pm (UTC)From: [identity profile] stigies.livejournal.com
Похоже, мнение Мио в Дальней не очень котировалось :/

Date: 2015-07-10 04:18 pm (UTC)From: [identity profile] shadows-attack.livejournal.com
Так насчет того что можно было сделать я и не спорю совершенно.

Date: 2015-07-10 04:49 pm (UTC)From: [identity profile] stigies.livejournal.com
Я тоже не спорю :) Просто излагаю пришедшую в голову идею :)

Date: 2015-07-10 04:24 pm (UTC)From: [identity profile] neidr.livejournal.com
Хейдрун не железная, я думаю) Она живая.
Про Като верно, тот получил совершенно заслуженно.

Date: 2015-07-10 04:04 pm (UTC)From: [identity profile] betrunkenfee.livejournal.com
Чисто технически, я могла бы заставить носителя Когтя захотеть от него избавиться - при условии, если он был бы злом, как каменное сердце. Но для этого надо было бы разбудить Хейдрун.
Это одна из тех вещей, до которых я не додумалась и теперь жалею.

А вообще решать за других - зло.

Date: 2015-07-10 04:23 pm (UTC)From: [identity profile] neidr.livejournal.com
Иногда можно решать за других, но важно верно определить эти ситуации от тех, когда решать за других нельзя, и которых в разы больше. Это сложно. И, кстати, это вдобавок и в тему про границы и личную ответственность.

Date: 2015-07-10 04:44 pm (UTC)From: [identity profile] betrunkenfee.livejournal.com
Если другой передал тебе такое право, или если у тебя оно есть откуда -то, у судьи, например. Или если человек в коме и не давал четких инструкций на этот случай. По-моему всё.

Date: 2015-07-10 05:12 pm (UTC)From: [identity profile] neidr.livejournal.com
Судья, по-моему, не очень решает в смысле "принятия решения за другого" - он выносит приговор на основании общественного договора (закона). Хотя, может быть, я ошибаюсь.

Недееспособный человек, угу. А ещё маленькие дети (но с ограничениями).

Profile

neidr: (Default)
neidr

November 2016

S M T W T F S
  12345
6789101112
1314 1516171819
20212223242526
27282930   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 19th, 2017 10:23 pm
Powered by Dreamwidth Studios